Одним из важнейших компонентов системы газораспределения авто являются впускной и выпускной клапан, которые периодически нуждаются в регулировке. Нарушение герметичности цилиндров чревато утечкой отработанной газовой смеси и снижением производительности мотора. Чтобы сохранить работоспособность двигателя, регулировка клапанов на «Фотоне» должна выполняться профессиональными автомеханиками на СТО.
Что такое тепловые зазоры
Принцип работы клапанов заключается в следующем:
- Кулачок распределительного вала оказывает давление на клапан.
- Клапан открывается.
- При снижении давления клапан возвращается в исходное положение за счет пружинного механизма.
При эксплуатации авто компоненты двигателя подвергаются сильному нагреву, из-за чего происходит расширение металла и незначительное удлинение клапана. Чтобы компенсировать разницу в длине в нагретом состоянии и обеспечить плотное прилегание к седлу, в конструкции клапанов предусмотрены тепловые зазоры.
При неправильной регулировке тепловых зазоров не происходит полного открытия впускного клапана, что приводит к снижению сжигания топливовоздушной смеси и, как следствие, уменьшает мощность автомобильного двигателя. Небольшое отклонение от нормального положения часто незаметно водителям, поэтому важно регулярно проводить осмотр и коррекцию.
Помимо снижения мощности, увеличение тепловых зазоров имеет следующие последствия:
- Изменение температурного режима.
- Рост ударной нагрузки на кулачок распределительного вала.
- Повышенный износ компонентов мотора.
- Необходимость в капремонте двигателя.
Как регулируют клапаны
Прежде чем приступить к регулировке, необходимо уточнить диапазоны допустимых отклонений. В большинстве автомобилей размеры тепловых зазоров следующие:
- Впускной клапан: 0.15-0.25 мм.
- Выпускной клапан: 0.2-0.4 мм.
Для измерения используется специальный щуп, замеры снимаются на холодном автомобиле.
Чтобы отрегулировать тепловые зазоры, используется два способа:
- С помощью специальных винтов.
- Посредством подбора шайб.
Последовательность коррекции с помощью винтов:
- Установка поршня верхнего цилиндра в положение ВМТ (верхняя мертвая точка).
- Выполнение замеров зазоров.
- Ослабление фиксирующей гайки.
- Установка щупа.
- Закручивание винта до упора.
- Фиксация винта контровочной гайкой.
- Проверка зазора.
Регулировка зазоров посредством шайб осуществляется следующим образом:
- Снятие замеров.
- Отжимание клапана.
- Демонтаж изношенной шайбы.
- Установка нового компонента.
Помимо инструментов для отжимания клапана, в данном случае мастер использует высокоточный микрометр для измерения толщины регулировочных шайб.
Частота регулировки тепловых зазоров во многом определяется годом выпуска и моделью авто. В старых машинах клапаны приходится регулировать едва не при каждом плановом техобслуживании. Более современные модели требуют регулировки через каждые 60-80 тыс. км. Если в конструкции двигателя предусмотрены гидрокомпенсаторы, регулировать зазоры не нужно, это происходит автоматически.