Регулировка тепловых зазоров в клапанном механизме Фотон

Регулировка тепловых зазоров в клапанном механизме Фотон

Одним из важнейших компонентов системы газораспределения авто являются впускной и выпускной клапан, которые периодически нуждаются в регулировке. Нарушение герметичности цилиндров чревато утечкой отработанной газовой смеси и снижением производительности мотора. Чтобы сохранить работоспособность двигателя, регулировка клапанов на «Фотоне» должна выполняться профессиональными автомеханиками на СТО.

Что такое тепловые зазоры

Принцип работы клапанов заключается в следующем:

  1. Кулачок распределительного вала оказывает давление на клапан.
  2. Клапан открывается.
  3. При снижении давления клапан возвращается в исходное положение за счет пружинного механизма.

При эксплуатации авто компоненты двигателя подвергаются сильному нагреву, из-за чего происходит расширение металла и незначительное удлинение клапана. Чтобы компенсировать разницу в длине в нагретом состоянии и обеспечить плотное прилегание к седлу, в конструкции клапанов предусмотрены тепловые зазоры.

При неправильной регулировке тепловых зазоров не происходит полного открытия впускного клапана, что приводит к снижению сжигания топливовоздушной смеси и, как следствие, уменьшает мощность автомобильного двигателя. Небольшое отклонение от нормального положения часто незаметно водителям, поэтому важно регулярно проводить осмотр и коррекцию.

Помимо снижения мощности, увеличение тепловых зазоров имеет следующие последствия:

  • Изменение температурного режима.
  • Рост ударной нагрузки на кулачок распределительного вала.
  • Повышенный износ компонентов мотора.
  • Необходимость в капремонте двигателя.

Как регулируют клапаны

Прежде чем приступить к регулировке, необходимо уточнить диапазоны допустимых отклонений. В большинстве автомобилей размеры тепловых зазоров следующие:

  • Впускной клапан: 0.15-0.25 мм.
  • Выпускной клапан: 0.2-0.4 мм.

Для измерения используется специальный щуп, замеры снимаются на холодном автомобиле.

Чтобы отрегулировать тепловые зазоры, используется два способа:

  • С помощью специальных винтов.
  • Посредством подбора шайб.

Последовательность коррекции с помощью винтов:

  1. Установка поршня верхнего цилиндра в положение ВМТ (верхняя мертвая точка).
  2. Выполнение замеров зазоров.
  3. Ослабление фиксирующей гайки.
  4. Установка щупа.
  5. Закручивание винта до упора.
  6. Фиксация винта контровочной гайкой.
  7. Проверка зазора.

Регулировка зазоров посредством шайб осуществляется следующим образом:

  • Снятие замеров.
  • Отжимание клапана.
  • Демонтаж изношенной шайбы. 
  • Установка нового компонента.

Помимо инструментов для отжимания клапана, в данном случае мастер использует высокоточный микрометр для измерения толщины регулировочных шайб. 

Частота регулировки тепловых зазоров во многом определяется годом выпуска и моделью авто. В старых машинах клапаны приходится регулировать едва не при каждом плановом техобслуживании. Более современные модели требуют регулировки через каждые 60-80 тыс. км. Если в конструкции двигателя предусмотрены гидрокомпенсаторы, регулировать зазоры не нужно, это происходит автоматически.